Что делать при передозировки успокоительным?

Достаточно частое явление в медицинской практике – передозировка успокоительными, возникающая в результате нарушения правил приема, индивидуальной чувствительности к компонентам препарата или воздействия других факторов риска. Отравление проявляется весьма специфичными симптомами, может быть легкой, средней и тяжелой степени тяжести. Чаще всего патологическое состояние требует экстренной медицинской помощи,от скорости оказания которой зависит не только здоровье, но и жизнь пострадавшего.

Основные сведения

Седативные препараты – это группа лекарственных средств (психолептики) растительного или химического происхождения, действие которых направлено на снижение эмоционального напряжения (успокоение) без снотворного эффекта. В сравнении с более сильными транквилизаторами или антидепрессантами успокоительные лекарства не оказывают выраженного антифобического действия, а также не вызывают расслабления мышечной мускулатуры (миорелаксация) и хаотичного разнородного сокращения мышц (атаксия). Такого типа медикаменты успешно и безопасно применяются для лечения психических расстройств у пациентов престарелого и старческого возраста.

Классификация успокоительных

Самыми распространенными седативными являются медикаменты на основе валерианы, пустырника и мяты. Не менее широко используются бромиды натрия и калия. В некоторых случаях в качестве успокоительных применяются барбитураты, которые оказывают легкое снотворное действие. Однако употребление последних в течение длительного времени крайне нецелесообразно ввиду развития лекарственной зависимости от дозы.

Причины передозировки седативными препаратами

Проблема передозировки успокоительными средствами обусловлена тем, что большинство этих препаратов отпускается в аптеках без рецепта врача, а также склонностью людей к самолечению. Отравление может быть преднамеренным (попытка суицида) и случайным (несоблюдение требований инструкции по применению таблеток).

Чаще всего от передозировки успокоительными таблетками страдают люди среднего и пожилого возраста, преимущественно, мужчины. Чуть меньше распространенность передоза успокоительным среди детей и подростков до 15 лет, поскольку данная категория граждан меньше всего употребляет лекарственные средства. Кроме того, применение просроченных медикаментов и/или совмещение их с другими фармпрепаратами также может спровоцировать серьезную интоксикацию организма.

Внимание! Если на фоне соблюдения нормального режима дня применение седативных средств не дает должного эффекта, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Симптомы передозировки успокоительными

Про передозировку Ново-пасситом мы писали здесь. А сейчас рассмотрим основные клинические признаки отравления седативными препаратами в целом. Итак, что будет, если выпить много успокоительного?

  • Головная боль и головокружение;
  • Слабость, усталость и сонливость;
  • Изжога, тошнота и рвота;
  • Боль и дискомфорт в области живота;
  • Расстройство стула (диарея);
  • Нарушение мочеиспускания;
  • Аллергические высыпания на коже;
  • Жажда и чувство сухости во рту;
  • Нарушение координации движений;
  • Неконтролируемые мышечные сокращения (судороги);
  • Нарушение зрения и слуха;
  • Заторможенность и дезориентация в пространстве и времени;
  • Бред и галлюцинации;
  • Угнетение сердечной деятельности и дыхания вплоть до их остановки.

Тяжесть негативных проявлений зависит от формы лекарственного средства и принятого количества препарата, возраста и общего состояния здоровья человека. Таблетки дольше рассасываются и поступают в кровь медленнее, чем капли или растворы для инъекций, поэтому у пострадавшего симптоматика передозировки развивается менее интенсивно. А это увеличивает шансы на его спасение. У старшего поколения, а также у больных с обширным перечнем патологий обмен веществ чаще всего замедлен, что также снижает риск смертельного исхода при условии своевременного оказания помощи.

На заметку: даже передозировка валерьянкой может негативно сказаться на состоянии здоровья пожилого человека, хотя относится она к легким седативным препаратам.

Первая помощь и последующее лечение

Легкая степень тяжести отравления часто не требует медицинского вмешательства. Достаточно сделать промывание желудка и принять сорбент, чтобы устранить негативные симптомы. Но так как неспециалисту очень трудно определить с высокой точностью границу между степенями тяжести, то лучше всего перестраховаться и вызвать бригаду «Скорой помощи».

Что делать при передозировке успокоительными средствами до приезда врачей? Промыть желудок: выпить пару стаканов чистой воды и механически спровоцировать рвоту (надавить пальцами на корень языка). Повторять процедуру несколько раз до чистых промывных вод.

После освобождения желудка принять энтеросорбент. Это препарат, связывающий и выводящий токсины из организма, нормализующий пищеварение и восстанавливающий кишечную микрофлору после отравления, будет эффективен и в качестве экстренной помощи, и как лечебно-профилактическое средство для дальнейшей терапии.

Самые доступные сорбенты, которые должны быть в любой аптечке:

  • Активированный уголь;
  • Смекта;
  • Полисорб;
  • Полифепан;
  • Энтеросгель;
  • Неосмектин;
  • Бифиформ;
  • Вайтсорб и др.

После выполненных мероприятий нужно следовать указаниям специалистов и соблюдать обильный питьевой режим, чтобы «вымывать» токсины из организма.

Дальнейшая терапия передозировки успокоительными заключается в приеме антигистаминных (противоаллергических) средств, энтеросорбентов, обезболивающих, противорвотных и пр. Перечень лекарственных препаратов может быть расширен в зависимости от разнообразности клинических проявлений. Назначением медикаментов при отравлении занимается только врач.

Последствия передозировки успокоительными средствами

Любое экстренное состояние, в т. ч. и передозировка седативными препаратами, не проходит для организма бесследно. Все острые симптомы могут трансформироваться в хронические патологии или угрожающие жизни состояния:

  • почечная/печеночная недостаточность;
  • отек Квинке;
  • анафилактический шок;
  • нарушение дыхательной функции;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • дисбактериоз кишечника;
  • нарушение работы головного мозга;
  • паралич;
  • кома;
  • смерть.

Смертельная доза успокоительного для человека рассчитывается сугубо индивидуально. Медицине известны случаи, когда развивалась интоксикация, и наступал смертельный исход от приема таблеток в количестве 0,1-0,3 г на кг массы тела. И наоборот, от принятой дозы 45 г не то что никто не умирал, но и продолжал себя прекрасно чувствовать.

Профилактика

Основные методы предотвращения передозировки седативными препаратами следующие:

  1. Не заниматься самолечением.
  2. Внимательно изучать инструкцию перед употреблением препарата, в частности, разделы с противопоказаниями и побочными эффектами.
  3. Не превышать разрешенную инструкцией и врачом дозировку.
  4. Не принимать лекарство с истекшим сроком годности.
  5. Соблюдать условия хранения лекарства, указанные в инструкции.
  6. Хранить медикаменты в местах, недоступных для детей и людей пожилого и старческого возраста, а также страдающих слабоумием.

Если следовать этим правилам, то от передозировки успокоительными не пострадаете ни вы сами, ни ваши близкие.

Седативные препараты – самые безопасные из всех психотических средств. Они не вызывают синдрома отмены, не провоцируют развитие зависимости и в то же время показывают хорошую эффективность в лечении и профилактике нервных расстройств. Но тем не менее, чтобы лекарство не стало ядом, нужно соблюдать настороженность в использовании успокоительных, следовать требованиям инструкции и рекомендациям врача.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых симпотомах обратитесь к врачу! Самолечение опасно для здоровья!
Кузнецова Екатерина Владимировна

Кузнецова Екатерина Владимировна

Работаю фармацевтом. Преподаю в медицинском колледже. Пишу кандидатскую работу. Надеюсь мой опыт будет полезен.

задать вопрос врачу
Комментариев: 1
  1. Аватар
    Инна

    Однажды во время сильного стресса тоже употребила очень большую дозу успокоительных препаратов, произошла передозировка, были головные боли, головокружение, нарушилась координация движений. Меня просто спас полисорб! Принимала его в течение двух дней. Всё обошлось слава Богу!

Добавить комментарий